Культурное
наследие Валдая

На территории национального парка на сегодняшний день известно более 200 памятников историко-культурного наследия. Благодаря красоте природных ландшафтов, богатой истории, сокровищам светской и церковной архитектуры, Валдай стал местом паломничества для многих россиян и иностранцев.
Археологические памятники
Валдайская возвышенность — территория, где складывалось ядро великорусской народности. Памятники археологии маркируют места древних поселений от эпохи первобытности (V—III тысячелетий до н.э.) до позднего Средневековья (XV—XVI веков). Это неолитические стоянки, курганы, сопки, жальники и селища.
Археологические памятники
Валдайская возвышенность — территория, где складывалось ядро великорусской народности. Памятники археологии маркируют места древних поселений от эпохи первобытности (V—III тысячелетий до н.э.) до позднего Средневековья (XV—XVI веков). Это неолитические стоянки, курганы, сопки, жальники и селища.
Археологические памятники
Валдайская возвышенность — территория, где складывалось ядро великорусской народности. Памятники археологии маркируют места древних поселений от эпохи первобытности (V—III тысячелетий до н.э.) до позднего Средневековья (XV—XVI веков). Это неолитические стоянки, курганы, сопки, жальники и селища.
Выделяют две археологические культуры: культуру длинных курганов (VI—IX веков) и культуру сопок (конца VIII—X вв.еков). Первая характерна для финно-угорских племен — предков современных коми, ижорцев, карелов, финнов и эстонцев, вторая — для славян. Окрестности поселка Яжелбицы — средоточие культуры сопок.
Выделяют две археологические культуры: культуру длинных курганов (VI—IX веков) и культуру сопок (конца VIII—X вв.еков). Первая характерна для финно-угорских племен — предков современных коми, ижорцев, карелов, финнов и эстонцев, вторая — для славян. Окрестности поселка Яжелбицы — средоточие культуры сопок.
Валдайская возвышенность, как водораздел бассейнов Балтийского, Черного и Каспийского морей, являлась пересечением важных путей сообщения в средневековый период, что неоднократно отмечалось в Русских и иностранных письменных источниках. Валдайская возвышенность — территория, на которой открыто большое количество разновременных памятников истории и культуры.
В границах национального парка Валдайский памятники археологии маркируют места древних поселений от эпохи первобытности (III тысячелетий до н.э.) до позднего средневековья (XVI-XVII вв.) и Нового времени. Это неолитические стоянки, курганы, сопки, жальники и селища.
Валдайская возвышенность, как водораздел бассейнов Балтийского, Черного и Каспийского морей, являлась пересечением важных путей сообщения в средневековый период, что неоднократно отмечалось в Русских и иностранных письменных источниках. Валдайская возвышенность — территория, на которой открыто большое количество разновременных памятников истории и культуры. В границах национального парка Валдайский памятники археологии маркируют места древних поселений от эпохи первобытности (III тысячелетий до н.э.) до позднего средневековья (XVI-XVII вв.) и Нового времени. Это неолитические стоянки, курганы, сопки, жальники и селища.
На фоне холмистого рельефа, вблизи живописных берегов ручьев и рек, выделяются древние погребальные памятники — курганы и сопки. Сопки традиционно относят к славянскому погребальному обряду. Более десятка величественных насыпей можно увидеть к востоку от трассы Москва — Санкт-Петербург у деревни Миронеги.

С курганами — сложнее. По внешнему виду, если это не удлиненная насыпь, отнести эти памятники к культуре длинных курганов (VI-XI вв.) или к более позднему (XI-XII вв.) древнерусскому периоду, без полномасштабных археологических исследований, затруднительно.
На фоне холмистого рельефа, вблизи живописных берегов ручьев и рек, выделяются древние погребальные памятники — курганы и сопки. Сопки традиционно относят к славянскому погребальному обряду. Более десятка величественных насыпей можно увидеть к востоку от трассы Москва — Санкт-Петербург у деревни Миронеги.

С курганами — сложнее. По внешнему виду, если это не удлиненная насыпь, отнести эти памятники к культуре длинных курганов (VI-XI вв.) или к более позднему (XI-XII вв.) древнерусскому периоду, без полномасштабных археологических исследований, затруднительно.
На фоне холмистого рельефа, вблизи живописных берегов ручьев и рек, выделяются древние погребальные памятники — курганы и сопки. Сопки традиционно относят к славянскому погребальному обряду. Более десятка величественных насыпей можно увидеть к востоку от трассы Москва — Санкт-Петербург у деревни Миронеги.

С курганами — сложнее. По внешнему виду, если это не удлиненная насыпь, отнести эти памятники к культуре длинных курганов (VI-XI вв.) или к более позднему (XI-XII вв.) древнерусскому периоду, без полномасштабных археологических исследований, затруднительно.
Следует также отметить, что у археологов об этнической принадлежности культуры длинных курганов единого мнения нет. Есть разные версии, но в последние годы, все больше исследователей принимают точку зрения о возникновении культуры длинных курганов у местного населения.
Следует также отметить, что у археологов об этнической принадлежности культуры длинных курганов единого мнения нет. Есть разные версии, но в последние годы, все больше исследователей принимают точку зрения о возникновении культуры длинных курганов у местного населения.
Игнач Крест
В 1237 году войска хана Батыя двинулись на Русь. Разорены и сожжены практически все города центральной Руси. В феврале 1238 года ордынцы подошли к Новгородским землям и осадили Торжок.
Игнач Крест
В 1237 году войска хана Батыя двинулись на Русь. Разорены и сожжены практически все города центральной Руси. В феврале 1238 года ордынцы подошли к Новгородским землям и осадили Торжок.
Игнач Крест
В 1237 году войска хана Батыя двинулись на Русь. Разорены и сожжены практически все города центральной Руси. В феврале 1238 года ордынцы подошли к Новгородским землям и осадили Торжок.
Вот как об этом повествуют скупые летописные строки:
«Безбожнии же ТатаровеидошакъТоржъку, и пришедшеобступишаградъ в неделю на соборъ; и биша пороки по две недели, людие же изнемогоша во граде, а изъНоваграда не быстьимъпомощи, занежебо тогда кождо о себе печашеся, и на всехъстрахъ и трпетъбысть, и всивъ недоумении быша и вънеустроении, и таковзяша Татарове град Торжекъ и изсекошавсехъ, месяца марта въ 15 день, на средокрестной недели.
Тогда же гнашасябезбожнии Татарове отъТръжкуСерегерскимъпутемъ даже и до ИгначяКреста, секуще люди якоже траву, точию же за сто веръстъдо Великого Новаграда не доидоша; заступи бо его Господь Богъ и пречистыа Богородица отъпоганыхъАгарянъ. Оттуду же возвратися Батый къ Рязани, и идеко граду Козельску, …»
«Безбожнии же ТатаровеидошакъТоржъку, и пришедшеобступишаградъ в неделю на соборъ; и биша пороки по две недели, людие же изнемогоша во граде, а изъНоваграда не быстьимъпомощи, занежебо тогда кождо о себе печашеся, и на всехъстрахъ и трпетъбысть, и всивъ недоумении быша и вънеустроении, и таковзяша Татарове град Торжекъ и изсекошавсехъ, месяца марта въ 15 день, на средокрестной недели.

Тогда же гнашасябезбожнии Татарове отъТръжкуСерегерскимъпутемъ даже и до ИгначяКреста, секуще люди якоже траву, точию же за сто веръстъдо Великого Новаграда не доидоша; заступи бо его Господь Богъ и пречистыа Богородица отъпоганыхъАгарянъ. Оттуду же возвратися Батый къ Рязани, и идеко граду Козельску, …»
О тех событиях сегодня напоминает мемориал Игнач Крест. Его установили по инициативе команды национального парка «Валдайский» на предполагаемом месте расположения летописного «Игначя Креста».
О тех событиях сегодня напоминает мемориал Игнач Крест. Его установили по инициативе команды национального парка «Валдайский» на предполагаемом месте расположения летописного «Игначя Креста».
Валдайские карелы
В XVII веке на Валдай пришли карелы, спасавшиеся от феодального и религиозного гнета шведов. На протяжении веков этот этнос сохранял свою культуру: нравы, обычаи, язык и верования.
Валдайские карелы
В XVII веке на Валдай пришли карелы, спасавшиеся от феодального и религиозного гнета шведов. На протяжении веков этот этнос сохранял свою культуру: нравы, обычаи, язык и верования.
Валдайские карелы
В XVII веке на Валдай пришли карелы, спасавшиеся от феодального и религиозного гнета шведов. На протяжении веков этот этнос сохранял свою культуру: нравы, обычаи, язык и верования.
Иверский монастырь
Архитектурный ансамбль Иверского монастыря XVII—XIX вв.еков, построенный на Селевицком острове посреди Валдайского озера, вошел в сокровищницу мирового искусства. Его заказчиком был реформатор Русской православной церкви, патриарх всея Руси Никон. В застройке максимально использовали природный ландшафт.

Возведение монастыря началось в 1652 году. Первая и основная постройка на его территории — Успенский собор. Поражают его размеры: длина — 40 м, ширина — 33 м, высота (до креста) — 35 м, толщина стен — до 1,5 м. Оригинальны композиционные, конструктивные и декоративные решения монастыря: круговая галерея, папертные крыльца, огромные окна.
Иверский монастырь
Архитектурный ансамбль Иверского монастыря XVII—XIX вв.еков, построенный на Селевицком острове посреди Валдайского озера, вошел в сокровищницу мирового искусства. Его заказчиком был реформатор Русской православной церкви, патриарх всея Руси Никон. В застройке максимально использовали природный ландшафт.

Возведение монастыря началось в 1652 году. Первая и основная постройка на его территории — Успенский собор. Поражают его размеры: длина — 40 м, ширина — 33 м, высота (до креста) — 35 м, толщина стен — до 1,5 м. Оригинальны композиционные, конструктивные и декоративные решения монастыря: круговая галерея, папертные крыльца, огромные окна.
Комплекс разрастался вплоть до XIX века. Сегодня обитель действует и находится под юрисдикцией Новгородской епархии Русской православной церкви.
Комплекс разрастался вплоть до XIX века. Сегодня обитель действует и находится под юрисдикцией Новгородской епархии Русской православной церкви.
Часовня св. Тихона Задонского
Еще одна достопримечательность Валдая — бывший женский монастырь и часовня в честь церковного проповедника, религиозного мыслителя и чудотворца св. Тихона Задонского.

Святой также изображен среди 109 выдающихся деятелей на горельефном фризе памятника Михаила Микешина «Тысячелетие России», открытого в 1862 году в Новгороде.
Часовня св. Тихона Задонского
Еще одна достопримечательность Валдая — бывший женский монастырь и часовня в честь церковного проповедника, религиозного мыслителя и чудотворца св. Тихона Задонского.

Святой также изображен среди 109 выдающихся деятелей на горельефном фризе памятника Михаила Микешина «Тысячелетие России», открытого в 1862 году в Новгороде.
Часовня св. Тихона Задонского
Еще одна достопримечательность Валдая — бывший женский монастырь и часовня в честь церковного проповедника, религиозного мыслителя и чудотворца св. Тихона Задонского.

Святой также изображен среди 109 выдающихся деятелей на горельефном фризе памятника Михаила Микешина «Тысячелетие России», открытого в 1862 году в Новгороде.
Город Валдай
28 мая 1770 года по указу императрицы Екатерины II Валдай стал городом. Началось градоустройство. Генеральный план застройки учитывал естественный ландшафт и западноевропейские тенденции в градостроительстве. Прямые широкие улицы пересекались перпендикулярно, они амфитеатром спускались с возвышенности к западному берегу Валдайского озера.

Большинство горожан занималось промыслами: кузнечным, кожевенным, сапожным, кружевным, изготовлением свечей, ткачеством, выпеканием баранок, извозом. Купцы содержали харчевни, трактиры, постоялые дворы, торговали.
Город Валдай
28 мая 1770 года по указу императрицы Екатерины II Валдай стал городом. Началось градоустройство. Генеральный план застройки учитывал естественный ландшафт и западноевропейские тенденции в градостроительстве. Прямые широкие улицы пересекались перпендикулярно, они амфитеатром спускались с возвышенности к западному берегу Валдайского озера.

Большинство горожан занималось промыслами: кузнечным, кожевенным, сапожным, кружевным, изготовлением свечей, ткачеством, выпеканием баранок, извозом. Купцы содержали харчевни, трактиры, постоялые дворы, торговали.
Колокололитейный промысел
В среде местных кузнецов в начале XIX века зародился промысел, прославивший Валдай на весь мир — колокололитейный. На полукустарных заводах отливали поддужно-ямщицкие колокольчики весом 819 г, размером от 4 до 16 см. Они, наряду с бубенцами, стали неотъемлемым атрибутом конной упряжи почтовых, курьерских и частных троек.
Колокололитейный промысел
В среде местных кузнецов в начале XIX века зародился промысел, прославивший Валдай на весь мир — колокололитейный. На полукустарных заводах отливали поддужно-ямщицкие колокольчики весом 819 г, размером от 4 до 16 см. Они, наряду с бубенцами, стали неотъемлемым атрибутом конной упряжи почтовых, курьерских и частных троек.
Колокололитейный промысел
В среде местных кузнецов в начале XIX века зародился промысел, прославивший Валдай на весь мир — колокололитейный. На полукустарных заводах отливали поддужно-ямщицкие колокольчики весом 819 г, размером от 4 до 16 см. Они, наряду с бубенцами, стали неотъемлемым атрибутом конной упряжи почтовых, курьерских и частных троек.
Отливали и крупные колокола весом до 32 т для колоколен церквей, монастырей, кораблей, станций, вольных пожарных обществ.

Колокололитейное производство существовало до 1929 года. Продукция валдайских мастеров неоднократно удостаивалась высших наград всероссийских и всемирных выставок.
Отливали и крупные колокола весом до 32 т для колоколен церквей, монастырей, кораблей, станций, вольных пожарных обществ.

Колокололитейное производство существовало до 1929 года. Продукция валдайских мастеров неоднократно удостаивалась высших наград всероссийских и всемирных выставок.
Дворянские усадьбы
В XVIII—XIX вв.еках на Валдае широкого размаха достигло усадебное строительство. Дворян освободили от обязательной государственной службы, многие из них обстоятельно занялись своими имениями, желая превратить их в крупные товарные хозяйства.

На месте бывших помещичьих жилищ, больше напоминавших добротные крестьянские избы, начали появляться дома-дворцы с садово-парковыми ансамблями.
Дворянские усадьбы
В XVIII—XIX вв.еках на Валдае широкого размаха достигло усадебное строительство. Дворян освободили от обязательной государственной службы, многие из них обстоятельно занялись своими имениями, желая превратить их в крупные товарные хозяйства.

На месте бывших помещичьих жилищ, больше напоминавших добротные крестьянские избы, начали появляться дома-дворцы с садово-парковыми ансамблями.
Дворянские усадьбы
В XVIII—XIX вв.еках на Валдае широкого размаха достигло усадебное строительство. Дворян освободили от обязательной государственной службы, многие из них обстоятельно занялись своими имениями, желая превратить их в крупные товарные хозяйства.

На месте бывших помещичьих жилищ, больше напоминавших добротные крестьянские избы, начали появляться дома-дворцы с садово-парковыми ансамблями.
Некоторые усадьбы сохранились до наших дней. Среди них — «Горы» герцога Лейхтенбергского, «Горнешно» Демидова, «Погостьиха» Косаговского, «Никольское» Врасского. Все они впечатляют художественным замыслом.
Некоторые усадьбы сохранились до наших дней. Среди них — «Горы» герцога Лейхтенбергского, «Горнешно» Демидова, «Погостьиха» Косаговского, «Никольское» Врасского. Все они впечатляют художественным замыслом.
Рыбный промысел
Один из значимых природно-культурных комплексов на Валдае — Никольский рыборазводный завод, который в 1850-х годах основал помещик Владимир Павлович Врасский.

Врасский решил наладить в своем хозяйстве рыбный промысел и в результате многочисленных опытов изобрел «сухой» способ искусственного осеменения икры. Это был прорыв в биологической науке. Появилась широкая система искусственных прудов. Икру оплодотворяли в «домашних» условиях, выращивали молодняк ценных пород и запускали в водоемы Валдайской возвышенности.
Рыбный промысел
Один из значимых природно-культурных комплексов на Валдае — Никольский рыборазводный завод, который в 1850-х годах основал помещик Владимир Павлович Врасский.

Врасский решил наладить в своем хозяйстве рыбный промысел и в результате многочисленных опытов изобрел «сухой» способ искусственного осеменения икры. Это был прорыв в биологической науке. Появилась широкая система искусственных прудов. Икру оплодотворяли в «домашних» условиях, выращивали молодняк ценных пород и запускали в водоемы Валдайской возвышенности.
К 1857 году начал действовать рыборазводный завод, равного которому не было ни в России, ни за границей. Предприятие работает и по сей день. В помещении административного здания действует музей, созданный силами сотрудников национального парка.
К 1857 году начал действовать рыборазводный завод, равного которому не было ни в России, ни за границей. Предприятие работает и по сей день. В помещении административного здания действует музей, созданный силами сотрудников национального парка.
Боровновская гидроэлектростанция
Природный и гидротехнический памятник в северной части национального парка. Основная идея инженера Анатолия Воеводского заключалась в том, чтобы увеличить запас воды в верхнем водохранилище, перебросив сток соседней реки Щегринки.

На реке построили плотину, прокопали канал длиной 1,26 км и шириной 2,26 м. По нему вода устремлялась к озерам Белое, Черное, Хлебное, Боручье. Образовалось водохранилище площадью 5 кв. км и объемом 14,8 млн куб. м.

В 1928 году ГЭС дала первый ток. Она осветила 100 деревень и город Боровичи. Оборудование и сегодня пригодно для эксплуатации.
Боровновская гидроэлектростанция
Природный и гидротехнический памятник в северной части национального парка. Основная идея инженера Анатолия Воеводского заключалась в том, чтобы увеличить запас воды в верхнем водохранилище, перебросив сток соседней реки Щегринки.

На реке построили плотину, прокопали канал длиной 1,26 км и шириной 2,26 м. По нему вода устремлялась к озерам Белое, Черное, Хлебное, Боручье. Образовалось водохранилище площадью 5 кв. км и объемом 14,8 млн куб. м.

В 1928 году ГЭС дала первый ток. Она осветила 100 деревень и город Боровичи. Оборудование и сегодня пригодно для эксплуатации.
Боровновская гидроэлектростанция
Природный и гидротехнический памятник в северной части национального парка. Основная идея инженера Анатолия Воеводского заключалась в том, чтобы увеличить запас воды в верхнем водохранилище, перебросив сток соседней реки Щегринки.

На реке построили плотину, прокопали канал длиной 1,26 км и шириной 2,26 м. По нему вода устремлялась к озерам Белое, Черное, Хлебное, Боручье. Образовалось водохранилище площадью 5 кв. км и объемом 14,8 млн куб. м.

В 1928 году ГЭС дала первый ток. Она осветила 100 деревень и город Боровичи. Оборудование и сегодня пригодно для эксплуатации.
Центр экспериментальной гидрологии
С начала 1930-х годов Валдай с его уникальными природными объектами стал местом научных исследований и экспериментов в области гидрологии, гидрофизики и экологии.

А в 1998 году Валдайский филиал Государственного гидрологического института получил статус центра экспериментальной гидрологии под эгидой ЮНЕСКО.
Центр экспериментальной гидрологии
С начала 1930-х годов Валдай с его уникальными природными объектами стал местом научных исследований и экспериментов в области гидрологии, гидрофизики и экологии.

А в 1998 году Валдайский филиал Государственного гидрологического института получил статус центра экспериментальной гидрологии под эгидой ЮНЕСКО.
Центр экспериментальной гидрологии
С начала 1930-х годов Валдай с его уникальными природными объектами стал местом научных исследований и экспериментов в области гидрологии, гидрофизики и экологии.

А в 1998 году Валдайский филиал Государственного гидрологического института получил статус центра экспериментальной гидрологии под эгидой ЮНЕСКО.
Памятники Великой Отечественной войны
В 1941—1943 годах недалеко от Валдая проходил Северо-Западный фронт. На пути к Демянску можно увидеть мемориалы в честь героической борьбы частей и соединений Северо-Западного фронта с немецко-фашистскими войсками. Здесь захоронены тысячи советских солдат и офицеров.
Памятники Великой Отечественной войны
В 1941—1943 годах недалеко от Валдая проходил Северо-Западный фронт. На пути к Демянску можно увидеть мемориалы в честь героической борьбы частей и соединений Северо-Западного фронта с немецко-фашистскими войсками. Здесь захоронены тысячи советских солдат и офицеров.
Памятники Великой Отечественной войны
В 1941—1943 годах недалеко от Валдая проходил Северо-Западный фронт. На пути к Демянску можно увидеть мемориалы в честь героической борьбы частей и соединений Северо-Западного фронта с немецко-фашистскими войсками. Здесь захоронены тысячи советских солдат и офицеров.
С этим маршрутом связаны имена Героев Советского Союза командира 2-ой Ленинградской партизанской бригады Николая Васильева, летчика-истребителя Алексея Маресьева, защитника Сталинграда Якова Павлова.
С этим маршрутом связаны имена Героев Советского Союза командира 2-ой Ленинградской партизанской бригады Николая Васильева, летчика-истребителя Алексея Маресьева, защитника Сталинграда Якова Павлова.
Знаменитые гости
Валдай посещали представители русской интеллигенции: известные поэты, писатели, ученые, художники, композиторы. В их творчестве нередко можно встретить яркую палитру валдайской природы.

В свое время здесь бывали Державин, Радищев, Пушкин, Герцен, Римский-Корсаков, Рерих, Алексей Толстой, Бианки, Матусовский.
Знаменитые гости
Валдай посещали представители русской интеллигенции: известные поэты, писатели, ученые, художники, композиторы. В их творчестве нередко можно встретить яркую палитру валдайской природы.

В свое время здесь бывали Державин, Радищев, Пушкин, Герцен, Римский-Корсаков, Рерих, Алексей Толстой, Бианки, Матусовский.
Знаменитые гости
Валдай посещали представители русской интеллигенции: известные поэты, писатели, ученые, художники, композиторы. В их творчестве нередко можно встретить яркую палитру валдайской природы.

В свое время здесь бывали Державин, Радищев, Пушкин, Герцен, Римский-Корсаков, Рерих, Алексей Толстой, Бианки, Матусовский.