Историко-культурное наследие

Культурное наследие Валдая

Национальный парк «Валдайский» богат разновременными памятниками культурного наследия. Максимальная концентрация объектов различных археологических культур в поймах рек и ледниковых озёр Валдайской возвышенности говорит об освоенности территории с древнейших времён, маркирует традиционные места обитания человеческих сообществ, а также наиболее важные для жизнедеятельности природные анклавы.
Сочетание природных условий создало на территории Великого водораздела благоприятные условия для развития человеческой культуры. Валдайская возвышенность как составная часть Восточно-Европейской равнины стала территорией, где складывалось ядро великорусской народности. Взаимодействие человека и природы создало уникальные культурные ландшафты, которые сами по себе стали памятниками человеческих деяний, адаптации к местным условиям.

Валдайская возвышенность включает одну из трех важнейших зон этно-культурных контактов на континентальных водоразделах Северной Евразии, сыгравшую большую роль в расселении славянских племен и формировании российской государственности.
Памятники археологии маркируют места древних поселений от эпохи первобытности (V-III тыс. до н.э.) до позднего средневековья (XV-XVI вв.). Это неолитические стоянки, курганы, сопки, жальники и синхронные им селища. Максимальная концентрация археологических памятников в узком историческом диапазоне уникальна. Различные археологические культуры стали здесь ядром особой культурной и диалектной древнерусской группировки, упоминаемой в летописях как «новгородцы». В дальнейшем это имело исключительное значение в формировании северной ветви великорусской народности.

Первые поселенцы появились на территории национального парка в конце мезолита и расселились здесь в неолите и бронзовом веке (VI–II тыс. до н.э.). Их влияние на природную среду было малозаметным. Стоянки в основном располагались в низовьях рек и на берегах озер. Жилища на поселениях представлены полуземляночными и шалашевидными постройками. Орудия труда изготовляли из кремня, который в достатке находили на выходах залежей на обрывах берегов рек.

Развитие производительных сил, появление железных орудий труда и подсечно-огневой системы земледелия закладывают основное направление в динамике изменений девственной природной среды. Вначале появляются временные, затем постоянные окультуренные комплексы. Выделяются две археологические культуры: культура длинных курганов (VI-IX вв.) и культура сопок (кон. VIII-X вв.). Первая характерна для автохтонного населения — финно-угорских племен (предки современных коми, ижорцев, карел, финнов и эстонцев), вторая — для славян. Финноязычная группа населения адаптировалась к местным условиям путем экстенсивного ведения хозяйства (ручное земледелие, скотоводство, охота, в меньшей степени рыболовство). На малоплодородных лесных почвах превалировала подсека. В окрестностях поселка Яжелбицы находится сосредоточие культуры сопок VIII-X веков.

Славяне колонизовали эти земли и на порядок выше подняли развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Новшеством в хозяйственно-культурном комплексе северо-запада стало пашенное земледелие в форме лесного и лугового перелога. Такая система была основана на эксплуатации естественного плодородия почв при многолетней обработке одних и тех же участков. Это и определило конфигурацию славянского расселения на плодородных аллювиальных почвах в речных долинах и озерных котловинах.
Взаимопроникновение и взаимообогащение двух культур способствовало быстрому развитию этих земель. В XII-XV вв. окончательно сформировалось трехполье. С похолоданием климата и подъемом грунтовых вод началось подтопление низменных участков. Население уходило на возвышенные места. В лесном массиве возникла масса мелких крестьянских деревень в 1-3 двора. Эта тенденция продолжалась до конца XV в. Десятки мелкодворных селений тянулись к единому административно-религиозному центру крестьянской общины — погосту. Большинство селений принадлежало к категории неукрепленных. Укрепленные городища концентрируются на пересечении торговых водных и сухопутных путей в местах, благоприятных для ведения сельского хозяйства. Жилища представлены наземными сооружениями, состоящими из нескольких помещений.

В 1236 г. Золотая Орда двинулась на Русь. Защитники Торжка в феврале-марте 1238 г. задержали ордынцев на их пути к Великому Новгороду. Войско хана Батыя дошло до Игнач креста (р. Полометь на границе современных Валдайского и Крестецкого р-нов Новгородской области). Окончательно измотанная в постоянных походах и боях конница не сумела преодолеть весеннюю распутицу в этой лесисто-болотистой местности и, повернув обратно, ушла на юг, в половецкие степи. Новгородская земля была навечно избавлена от ордынского ига. Об ордынском походе на Новгород напоминает сегодня памятный знак «Игнач крест», установленный силами национального парка, сторонних организаций и общественности на месте древней Яжелбицкой дороги, которая в средние века выводила к Великому Новгороду. Памятный знак стал символом героического прошлого всему русскому воинству, оказавшему упорное сопротивление захватчикам.

Все походы московских князей связаны с Валдайской возвышенностью. В результате трех военных походов Ивана III обширные новгородские земли вошли в 1478 г. в состав Московского государства. После присоединения Новгорода к Москве быстрыми темпами развивалось помещичье землевладение. Наметился процесс укрупнения поселений. Барский двор стал альтернативой погосту. Он являлся центром хозяйственной и культурной жизни села.

На Валдае пересекались торговые пути на Тверь, Москву, Новгород и Демон (Демянск). Поэтому на протяжении всей многовековой истории он не мог быть в стороне от важных политических событий. Здесь вершилась судьба вольного Новгорода в эпоху централизации русского государства. На Валдае потерпели крах стратегические планы польско-литовских интервентов в годы «великого литовского разорения». Яжелбицкий мирный договор 1456 года стал отправной точкой в объединении разрозненных русских земель вокруг Москвы.
С упрочением торгово-экономических связей между двумя крупными центрами Руси здесь прошла большая сухопутная дорога Москва–Новгород с широкой сетью ямщицких станций, называемая «Большою московскою дорогою». В это время начало интенсивно заселяться торговыми и мастеровыми людьми придорожное ямское село Валдай. С 1569 г. местные крестьяне становились дворцовыми и несли повинность в пользу государя. Это способствовало быстрому росту Валдая.

С 1630-х гг. деревни становятся многодворными. С этого времени на Валдае появляется новая волна мигрантов — карелы, спасавшиеся от феодального и религиозного гнета шведов. На протяжении веков этот этнос сохранял свою субкультуру: нравы, обычаи, язык и верования. Важную роль играли монастыри. Заказчиком строительства мужского Иверского монастыря на Валдайском озере выступил реформатор русской православной церкви патриарх всея Руси Никон. Валдай стоял на самом оживленном тракте России, и это давало бы большой приток верующих. Вокруг Валдая лежали большие массивы дворцовых царских земель, которые, в случае успешной реализации планов патриарха, отошли бы к монастырским владениям. И, наконец, постройка святой обители имела бы оборонное значение как крепость, преграждающая путь интервентам — полякам и шведам к Москве, а также одновременно защита от «воровских» людей.
В 1652 г. началось строительство монастыря на Селевицком острове площадью 9 га посреди Валдайского озера. Обитель невозможно было взять штурмом из-за водной преграды. Кроме того, в застройке доминировали эстетические причины. Максимально использовался природный ландшафт. Первая и основная постройка на территории монастыря – Успенский собор. Поражают размеры храма: длина (по оси восток – запад) 40 м, ширина – 33, высота (до креста) – 35 м, толщина стен до 1,5 м. Это было одно из крупнейших архитектурных сооружений XVII в. в новгородском зодчестве. Оригинальны композиционные, конструктивные и декоративные решения (круговая галерея, папертные крыльца, характер сводчатого перекрытия, огромные окна и т.д.). В целом памятник оказал определенное влияние на развитие русского зодчества.
В 1660-80 гг. продолжалась интенсивная застройка монастырского комплекса: возведены трапезная с церковью Богоявления, колокольня, настоятельские и наместнические покои, Архангельская церковь с братскими кельями, Михайловская башня с казначейским корпусом. Этими зданиями завершился основной архитектурный ансамбль XVII в. В XVIII в. с восточной и южной сторон была возведена каменная крепостная ограда с бойницами и крытой галереей. Ее увенчивали боевые башни. Веком позже возведена надвратная церковь митрополита Филиппа, странноприимный корпус, ряд зданий гражданского и хозяйственного назначения. В настоящее время обитель действует и находится под юрисдикцией Новгородской епархии Русской православной церкви.

Ещё одной достопримечательностью является бывший женский монастырь и одноимённая часовня в честь св. Тихона Задонского – церковного проповедника, религиозного мыслителя и писателя, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. О значительном вкладе св. Тихона Задонского в сокровищницу русской культуры говорит тот факт, что он изображён среди 109 выдающихся деятелей России на горельефном фризе знаменитого памятника М.О. Микешина «Тысячелетие России», который был открыт в 1862 году в Новгороде. Его фигура находится в южной части монумента в разделе «Просветители».

С эпохой Петра I связано восстановление освоенных ранее земель. Царь-реформатор превращает Новгородский край в экономическую базу для строительства Санкт-Петербурга. Валдай оказался в эпицентре экономической и политической жизни Российской империи. Его дальнейшее развитие и процветание было тесно связано с новой трассой Москва — Санкт-Петербург.

28 мая 1770 г. Валдай по указу императрицы Екатерины II становится городом. Начинается градоустройство. Генеральный план застройки был составлен с учетом естественного ландшафта и западноевропейских тенденций в градостроительстве. Прямые широкие улицы пересекались перпендикулярно. Они амфитеатром спускались с возвышенности к западному берегу Валдайского озера. Земледелие отошло на второй план. Подавляющее большинство горожан занималось промыслами: кузнечным, кожевенным, сальным (изготовлением свечей), сапожным, кружевным, ткачеством, печением баранок, извозом. Купцы содержали харчевни, трактиры, постоялые дворы, торговали.

В среде местных кузнецов в начале XIX в. зародился еще один промысел, прославивший Валдай на весь мир – колокололитейный. На полукустарных заводах отливали поддужно-ямщицкие колокольчики весом в 2 фунта (819 г), размером от 4 до 16 см. Они, наряду с бубенцами, образовывали особую ямщицкую гармонь, став неотъемлемым атрибутом конной упряжи почтовых, курьерских и частных троек. Кроме сигнальных, в Валдае отливали крупные колокола весом до 2 тыс. пудов (32 т) для колоколен церквей, монастырей, кораблей, станций, вольных пожарных обществ и др. Было налажено производство сувенирной «мелочи». Колокололитейное производство существовало до 1929 г. Продукция валдайских мастеров неоднократно удостаивалась высших наград всероссийских и всемирных выставок.

Во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. на Валдае достигло широкого размаха усадебное строительство. Дворяне были освобождены от обязательной государственной службы. Многие из них обстоятельно занялись своими имениями, стремились превратить их в крупные товарные хозяйства. На месте бывших непритязательных помещичьих жилищ, больше напоминавших добротные крестьянские избы, начали возводиться дома-дворцы с примыкавшими к ним садово-парковыми ансамблями. Сохранилось лишь небольшое количество бывших дворянских усадеб. Среди них «Горы» герцога Лейхтенбергского, «Горнешно» Демидова, «Погостьиха» Косаговского, «Никольское» Врасского и др. Все они впечатляют художественным замыслом.

В XVIII – начале XX вв. произошло окончательное освоение всех удобных земель, пригодных для сельскохозяйственной и промысловой деятельности. Развитие экономики сопровождалось интенсификацией природопользования, ростом сельских поселений, особенно вдоль транспортных магистралей, в местах пашенного земледелия и промыслов.
Пример тому научно-промысловая деятельность в с. Никольское. Местный помещик В.П. Врасский решил наладить в своем хозяйстве рыбный промысел. В результате многочисленных опытов он изобрел «сухой» способ искусственного осеменения икры. Это был прорыв в биологической науке. Расширенное воспроизводство личинок и зарыбление местных водоемов открыло неограниченные возможности для товарного производства. Была создана широкая система искусственных прудов. Икра оплодотворялась в «домашних» условиях, выращивался молодняк ценных пород и запускался в водоемы Валдайской возвышенности. Врасский разработал наиболее эффективные способы сортировки и инкубации рыбы, хранения оплодотворенной икры и транспортировки ее на дальние расстояния.
К 1857 г. действовал рыборазводный завод. Его мощность составила 8 млн. икринок сига, форели и лосося. Равного ему не было ни в России, ни за границей. Труды Врасского были отмечены высшими наградами всероссийских и всемирных выставок. Его признали европейские ихтиологи: академик К.Ф. Рулье, К.М. Бэр, профессор К.Ф. Кесслер. Ныне это одно из крупнейших рыбоводных хозяйств северо-запада.

В хорошей сохранности находится рукотворный памятник в северной части национального парка — Боровновская гидроэлектростанция. Основная идея инженера А. Воеводского заключалась в том, чтобы увеличить запас воды в верхнем водохранилище путем переброски стока соседней р. Щегринки. На реке была построена плотина и прокопан канал длиной 1260 м и шириной 2,26 м. По нему вода устремлялась к озерам Белое, Черное, Хлебное, Боручье. Образовалось водохранилище площадью 5 кв. км и объемом 14,8 млн. куб. м. Вода подавалась под напором на гидростанцию по деревянной трубе, приводя в движение 3 водяные турбины мощностью по 175 л.с. В 1928 г. Боровновская ГЭС дала первый ток. Она осветила 100 деревень и г. Боровичи. Боровновская ГЭС является природным и гидротехническим памятником. Оборудование ее до сих пор пригодно для эксплуатации.

С начала 1930-х гг. Валдай с его уникальными природными объектами стал местом приложения сил многих научных учреждений. Усилиями выдающихся представителей гидрологической науки В.А. Урываева, А.И. Чеботарева, П.П. Кузьмина был организован один из крупнейших в мире центров экспериментальной гидрологии, выполнены обширные научные исследования и эксперименты в области гидрологии, гидрофизики и экологии.

На Валдае много памятников Великой Отечественной войны. В 1941-1943 гг. недалеко от Валдая проходил Северо-Западный фронт. На пути следования к Демянску можно увидеть немало воинских мемориалов в честь героической борьбы частей и соединений Северо-Западного фронта с отборными немецко-фашистскими войсками. Окопы, блиндажи, землянки, долговременные огневые точки, противотанковые рвы, бесчисленные братские могилы стали символами суровых военных годин 1941-1943 годов. Здесь захоронены сотни и тысячи советских солдат и офицеров, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины. С этим маршрутом связаны имена Героев Советского Союза командира 2-ой Ленинградской партизанской бригады Н.Г. Васильева, лётчика-истребителя А.П. Маресьева, защитника Сталинграда Я.Ф. Павлова.

В 1960-90 гг. сельское строительство развивается в двух направлениях. С одной стороны, поселения сохраняют общие принципы расположения на местности и архитектурно-планировочной организации застройки. С другой – появляются сооружения, пространственная организация которых не связана с круглогодичным пребыванием в деревне и традиционной сельскохозяйственной деятельностью.

Национальный парк находится в историческом староосвоенном центре России, все его ландшафты являются природно-культурными. Они включают сельскохозяйственные земли в виде мелкоконтурных лугов и полей, насыщены множеством археологических памятников (курганы, могилы, поселения, стоянки каменного и железного веков). Всего здесь имеется 230 памятников исторического и культурного значения, в том числе Иверский монастырь XVII века, расположенный на острове валдайского озера.

Через Валдай прошла центральная дорога Российской империи – Московско-Петербургский тракт. Это имело исключительное значение в политической, экономической и культурной жизни России. Главная магистраль страны стала той центробежной силой, которая коренным образом изменила облик Валдайского края, повлияла на судьбы людей.
Во-первых, здесь зародились специфические промыслы, связанные с обслуживанием большой сухопутной дороги. Главный из них – колокололитейный. Он приобрёл всемирную известность.
Во-вторых, получило широкий размах гражданское и церковное строительство. Зодчие создали произведения искусства, известные не только в России, но и за рубежом. Так, яркой страницей в сокровищницу мирового искусства вошёл архитектурный ансамбль Иверского монастыря XVII-XIX веков на одном из островов Валдайского озера.
В-третьих, одним из значимых природно-культурных комплексов на Валдае можно рассматривать Никольский рыборазводный завод. Основанный в первой трети XIX века В.П. Врасским, он снискал мировую известность по разведению, выращиванию и промышленному отлову ценных пород рыб. В помещении административного здания силами сотрудников национального парка создан музей. Его экспозиция посвящена основателю первого в России рыбоводного завода В.П. Врасскому и многогранной деятельности предприятия.
В-четвёртых, исключительная красота этих мест, памятники истории и культуры, дворянские усадебные комплексы, церкви и монастыри стали местом паломничества для многих россиян и иностранцев.
В-пятых, с Валдаем связаны имена представителей русской интеллигенции. Это известные поэты, писатели, учёные, художники, композиторы. В их творчестве нередко можно встретить яркую палитру валдайской природы, описание быта и нравов того времени. Здесь бывали Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, П.С. Паллас, Н.А. Львов, В.М. Севергин, А.С. Пушкин, А.И. Герцен, Н.А. Римский-Корсаков, Н.К. Рерих, А.Н. Толстой, В.П. Острогорский, В.С. Соловьёв, М.О. Меньшиков, В.В. Бианки, М.Л. Матусовский и многие другие.
В новейшее время Валдай известен в мире и как Международный дискуссионный клуб с одноимённым названием «Валдай», объединяющий известных экспертов, специализирующихся на изучении внешней и внутренней политики России. Клуб был создан в сентябре 2004 года по инициативе агентства «РИА Новости», Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), газеты «The Moscow Times», журналов «Россия в глобальной политике» и «Russia Profile». Одной из задач клуба является улучшение имиджа России за рубежом.

Раздел подготовлен В.И. Николаевым
по материалам В.М. Зайцева

Поделиться
Класснуть
Вотсапнуть
Отправить