Памятники истории

Дворянские «гнезда».

В конце XVIII века дворяне были освобождены от обязательной государственной службы. Многие из них обстоятельно занялись своими родовыми имениями, стремясь превратить их в крупные товарные хозяйства. Возникла необходимость жить в имениях постоянно, а не наездами, как прежде. На месте бывших непритязательных помещичьих жилищ, больше напоминавших добротную крестьянскую избу, начали строить дома-дворцы с примыкавшими к ним усадебными парками. Максимально использовались природный ландшафт, полезные ископаемые, минеральные источники. Всё это стало причиной застройки в XVIII – XIX веках на землях Окуловки, Валдая и Демянска многочисленных помещичьих усадьб.

Усадебная архитектура периода русского классицизма (конца XVIII – начала XIX вв.) – это одна из ярких страниц в истории становления и развития самобытных садово-парковых ансамблей и архитектурных комплексов с привязкой к  природным ландшафтам и местным условиям. К сожалению, авторство большинства памятников не установлено. Доминантой помещичьих усадьб, как правило, являлись главные усадебные дома. На территории национального парка сохранилось лишь несколько каменных зданий от усадьб герцога Лейхтенбергского «Горы», Демидова в деревне Горнешно и других, отличающихся своей композиционностью и оригинальностью архитектурных решений. Почти в каждой усадьбе была церковь, которая гармонично дополняла романтический пейзаж.

Усадебные ландшафтные парки конца XIX века впечатляют своим художественным замыслом. Интересно использован сложный рельеф местности. Нередко регулярный парк естественным образом плавно переходил в пейзажный. Хозяева усадьб часто менялись. Поэтому «дворянские гнезда» постепенно приходили в упадок. Парки зарастали мелколесьем. Старые деревья погибали. Господские дома, надворные и хозяйственные постройки зачастую разрушались. Многие из них либо перестроены, либо пребывают в аварийном состоянии, либо утрачены.

Окуловский район

Перетно. Образец уникального усадебного комплекса в стиле «деревянного классицизма». Барский дом стоял на восточном берегу одноимённого озера. Двухэтажное здание имело симметричные боковые крылья с четырёхколонными портиками ионического ордера и завершалось круглым бельведером. Внутренний дворик замыкался  четырьмя амбарами. Был разбит парк в регулярном стиле. Основу озеленения составляла липа. Усадебный комплекс принадлежал старинному дворянскому роду Мусиных-Пушкиных и датируется концом XVIII века.

Озерки. Бывшая помещичья усадьба В. И. Грессер. Она располагалась в 2 км. к западу от деревни, в местечке «Крапачуха». Из трёх зданий выделялся большой двухэтажный дом с балконами, верандами и башенками. С ним связана творческая биография выдающегося русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Частично сохранилась планировка регулярного парка XIX - начала XX веков.

Горы. Один из крупных усадебных комплексов XIX века. Последний владелец – герцог Н. Н. Лейхтенбергский. В центре ансамбля когда-то красовался трёхэтажный дворец с круглым двухъярусным бельведером и башенкой. К нему примыкало множество каменных строений: домовая церковь, кухонный флигель, двухэтажная школа с винтовой лестницей, жилые дома управляющего и садовника, конюшня, каретный сарай, псарня для охотничьих собак и др. В обширном парке имелись пруды, аллеи и цветники. Здесь росли сосны, кедры и липы. С любой точки усадьбы открывался великолепный вид на оз. Боровно и окрестности. Широкая парковая лестница служила подмостками для летнего театра. К настоящему времени сохранились лишь некоторые хозяйственные постройки. Регулярная планировка парка дошла до нас фрагментарно.

Пузырево. Памятник садово-паркового искусства второй половины XIX века расположен на восточном берегу Путиловского озера. С конца XIX века усадьба принадлежала известному журналисту, писателю и дипломату С. Н. Сыромятникову (1860-1933). Старых построек не сохранилось. Парковая зона частично распахана и застроена.

Горнешно. Классический образец регулярного усадебного парка первой половины XIX века. Композиционно территория строго вписана в ландшафт. Сохранились остатки барского дома и ряд хозяйственных построек. К усадьбе вела еловая аллея.  Парк спускался к озеру полукруглыми террасами. Сейчас довольно чётко просматриваются его контуры из остатков старовозрастных деревьев: ели, березы, липы и сосны. Последним владельцем обширного поместья был генерал-адъютант царской свиты Н. П. Демидов.

Валдайский район

Г. Валдай. В черте города на Образцовой горе – остатки бывшей помещичьей усадьбы. Последним владельцем с 1913 по 1918 годы был известный русский публицист М. О. Меньшиков (1859-1918).  Усадебный комплекс занимает площадь чуть больше двух гектаров. Выделяется старинный деревянный дом, одноэтажный, но большой и просторный, окнами на живописное Валдайское озеро. Комплекс удачно вписан в местный ландшафт. Основные постройки сконцентрированы в одной точке - на возвышении.  Парк  спускается амфитеатром к извилистой береговой линии. К западному фасаду дома примыкают три хозяйственные постройки и остатки каменной ограды. Перед восточным фасадом – поляна с небольшим уклоном на юго-восток. С южной и западной стороны её окружают старые липы. Восточная часть приусадебного парка нарушена современной застройкой (см. подробнее «Знаменитости на Валдае»).

На западном берегу Валдайского озера в черте города - остатки бывшей усадьбы писателя Вс. С. Соловьева (1849-1903). Здесь когда-то были три жилых дома и конюшня. К пруду с мостиком и уютной беседке на берегу озера выводила тенистая аллея из акаций. В центре парка среди многовековых деревьев и густого кустарника выделялось оригинальное дерево под названием «ель-седло». С точки зрения композиционных особенностей Соловьёвский парк относится к смешанному типу – пейзажно-регулярному. Первоначальная планировка паркового ансамбля утрачена. Сохранились лишь элементы регулярного стиля в виде аллей с партерами.    
 

Новотроицы. Один из крупных садово-парковых ансамблей XVIII-XIX вв. Имение принадлежало богатому дворянскому роду Кващниных-Самариных. На живописном берегу оз. Ужин располагались многочисленные усадебные постройки. К господскому дому примыкала березовая аллея. Сейчас на территории комплекса просматриваются контуры двух парков регулярно-пейзажной планировки. Они заросли малоценной растительностью. Из старых деревьев встречаются вековые ели, сосны и липы. Многие усадебные постройки утрачены.

Погостиха. Бывшее родовое имение поместных дворян Косаговских. Усадебный комплекс расположен на красивейшем берегу оз. Песно. Его площадь свыше 7 гектаров. Сохранились  некоторые усадебные постройки, в том числе каменный двухэтажный барский дом. Все строения расположены вдоль дороги, пролегающей по территории комплекса. Усадебный дом композиционно вписан в центр ансамбля. Памятник относится к типично русской усадебной архитектуре второй половины XIX века.


Демянский район

Остров. Бывшая усадьба К. Г. Сиренко. Весь комплекс занимал площадь около десяти гектаров. Парковые насаждения в регулярном стиле заложены во второй половине XIX - нач. XX вв. Сохранились  фрагменты трёх липовых аллей. В северном секторе парка просматривается пятирядье вековых лиственниц. На остальной площади имеются отдельные посадки сосны, березы, дуба и кедра. Возраст деревьев до 150 лет. Из парка открывается живописный вид на оз. Селигер.

Петровское. На месте бывшей деревни располагались постройки одной из крупных усадеб кон. XVIII – XIX вв. Дириных-Герздорф. Из окон господского дома открывался великолепный вид на противоположный пойменный берег р. Полометь. Перед фасадом был разбит цветник с кустами роз и жимолости. От двухэтажного здания остался лишь фундамент, а от  регулярного сада - липовая аллея.

Никольское. Родовое имение старинного дворянского рода Толстых. Со второй половины XIX века до наших дней – одно из крупных рыборазводных хозяйств в России. Завод носит имя своего основателя В. П. Врасского. Когда-то барская усадьба занимала площадь свыше 19 гектаров. Она расположена в северо-западной части села, в полукилометре от оз. Пестовское.  Ручей, вытекающий из озера, питает всю систему усадебного гидропарка. Территория ансамбля представляет собой изогнутый, вытянутый с юго-запада на северо-восток, участок. Восточной границей служит подъездная дорога Валдай-Демянск. Западная часть окружена лесом. Большая часть территории занята водным пространством. Здесь насчитывается 9 проточных прудов различных форм и размеров. По берегам искусственных водоёмов и каналов сохранилось большое количество вековых парковых деревьев: берёза, ель, липа, тополь, сосна, ива (см. подробнее «Знаменитости на Валдае).

Архитектура (церковное и гражданское зодчество)

В каждом центре сельской округи – погосте – издревле стояла деревянная церковь. Ее рубили топором без единого гвоздя. Со временем храм сносили по ветхости. Строили новый. С течением времени совершенствовалась техника строительства. Применялись более прочные и долговечные материалы. Лишь в XIX веке в сельской глубинке развивается каменное зодчество. Храмы возводились не только Синодом, но и за счёт частных вложений. Большие средства выделялись поместным дворянством. Кроме церквей и часовен строились монастырские комплексы. Все храмовые сооружения строго, но изящно вписаны в ландшафт. Дальнейшее развитие получило гражданское зодчество.

Окуловский район

Перетно. Церков Святой Троицы. Построена «тщанием прихожан и помещицы Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной». Типичный памятник русского классицизма первой четверти XIX века. Храм – четырёхстолпный, крестово-купольный. Компактный объём увенчан куполом на широком световом барабане. Портики с трёх сторон завершаются фронтонами. К ним примыкают открытые крыльца. Кирпичная кладка оштукатурена и выкрашена в жёлтый цвет с белеными деталями. Внутри храма долгое время сохранялись настенная роспись и поздний иконостас.

Погост-Боровно. Церковь Святой Троицы. Памятник ценен как образец культовой архитектуры зрелого классицизма первой половины XIX века. Композиционно он вытянут по продольной оси. Над входом высится колокольня. Она соединена с храмом трапезной. С восточной стороны церковь завершена тремя апсидами. Кубический объём увенчан куполом на световом барабане. Фронтоны портиков несколько смещены по оси. Здание сложено из кирпича и оштукатурено. Все перекрытия - деревянные.
Валдайский район

г. Валдай. В феврале 1990 года Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и Президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) г. Валдай признан историческим поселением. Наибольший интерес представляет исторический центр города. Здесь расположены объекты провинциальной жилой застройки  XVIII-XIX веков. Это деревянные, полукаменные и каменные жилые дома мещан, чиновников, купцов, дворян, которые характеризуют социальный облик, быт и повседневную жизнь дореволюционных слоёв населения. Здесь же располагались бесчисленные лавки, харчевни, трактиры, постоялые дворы и многолюдные базары. Украшением Валдая после обретения статуса города в 1770 году стал Путевой дворец императрицы Екатерины II с летним садом пейзажно-регулярной планировки и памятником эпохи русского классицизма – церковью св. великомученицы Екатерины (арх. Н. А. Львов, 1793). Из храмовых сооружений обращают на себя внимание собор св. Троицы (XVIII в.), церковь Введения Пресвятой Богородицы в храм Господень (1762 г.), часовня Иверского монастыря (1826 г.) и церковь апостолов Петра и Павла (1864 г.). Интересен ряд зданий гражданского назначения: слитные купеческие хоромы с проездными арками и торговыми лавками, присутственные места, дом городского головы, уездная и городская управы, земский суд, пожарное депо, бывший колокололитейный завод купцов Усачёвых, школа В. П. Острогорского и др.

К памятникам федерального значения относятся дворцовая церковь св. великомученицы Екатерины и часовня Иверского монастыря. К сожалению, памятники до сих пор не разделены на объекты регионального и местного (муниципального) значения. Исторический центр города, комплекс путевого дворца XVIII века, старая застройка посада, сооружения культовой архитектуры, усадьбы, а также связанные с ними садово-парковые и природные ландшафты считаются памятниками местного значения.

Остров. Иверский монастырь. Яркой страницей в сокровищницу мирового искусства вошёл архитектурный ансамбль Иверского монастыря. Всё началось с церковной реформы. В середине XVII века патриарх Московский и Всея Руси Никон решил изменить церковные каноны. В основу реформаторской деятельности были положены греческие заимствования. Они нашли своё отражение в архитектуре, живописи и книгопечатании. Иверский монастырь стал, по сути, первым  экспериментальным комплексом по внедрению мировых аналогов в русское православие. Поражает размах строительства. Максимально использован природный ландшафт. Успенский собор по своим параметрам стал одним из крупнейших архитектурных сооружений XVII века в России. Стиль и композиционные приёмы соответствуют Греческому Афонскому монастырю. Никонианство дало импульс в развитии  русского церковного и гражданского зодчества, оказало существенное влияние на ход религиозной и общественной мысли.

Основан в 1653 году патриархом Московским и Всея Руси Никоном. Мужская обитель застраивалась как крепость на северо-западных рубежах России после тяжёлых последствий Смутного времени. В кратчайшие сроки (1 год и 4 месяца)  закончена первая и основная постройка – Успенский собор. Поражают размеры  храма. Длина (по оси восток - запад) - 40, ширина - 33, высота (до креста) – 35 метров. Толщина стен - до полутора метров. Оригинальны композиционные, конструктивные и декоративные особенности: круговая галерея, папертные крыльца, характер сводчатого перекрытия, огромные окна и т. д. В целом памятник оказал заметное влияние на развитие русского зодчества.

В 1660-80-е годы продолжается интенсивная застройка монастырского комплекса. Возведены трапезная с церковью Богоявления, колокольня, настоятельские и наместнические покои, Архангельская церковь с братскими кельями, Михайловская башня с казначейским корпусом. Строительством этих зданий  завершился основной архитектурный ансамбль XVII века.

Здесь нельзя не отдать должное создателям основных архитектурных сооружений – Аверкию Мокееву и Афанасию Фомину. Они прекрасно чувствовали природу монументальных форм, скупыми средствами достигли величественной, гармоничной и возвышенной красоты. В произведениях древних зодчих нет места ни обилию деталей, ни внешним эффектам. Созданные народными умельцами архитектурные образы, захватывают и покоряют нас и сегодня своей содержательностью и художественным совершенством.

Наконец, в XVIII веке с восточной и южной стороны возведена каменная крепостная стена с бойницами, крытой галереей и боевыми башнями. Веком позже закончено строительство  надвратной церкви митрополита Филиппа, странноприимного корпуса, ряда зданий гражданского и хозяйственного назначения.

На протяжении  веков основные сооружения  неоднократно  перестраивались. Сейчас монастырь является действующим и находится под юрисдикцией Новгородской епархии Русской православной церкви. Архитектурный ансамбль Иверского монастыря XVII-XIX веков является памятником федерального значения. В 2002 году Центральный банк Российской Федерации отметил его существование выпуском памятной серебряной  монеты достоинством в 3 рубля.

Брод. Часовня. Расположена на искусственном холме в окружении вековых сосен. Когда-то имела вид куба с восьмискатной шатровой кровлей. Увенчивалось здание железной луковичной главкой на высокой шейке. Стены сложены из кирпича на известковом растворе. Внутри кладки - дымоход. На боковых фасадах – окна без обрамлений с полукруглыми завершениями. Памятник  представляет интерес как образец малого культового здания второй половины XIX – начала XX веков.

Новотроицы. Церковь Святой Троицы. Являлась доминантой в пейзажно-парковом ансамбле Квашниных-Самариных. Возвышается на естественном холме и просматривается со всех сторон. Церковь имеет два придела: Рождества Богородицы и Архистратига Михаила Архангела. Она соединяется с высокой трёхъярусной колокольней при помощи одноэтажной трапезной (притвором). С востока к храму примыкает апсида алтаря с двумя окнами. Памятник построен в традициях русского провинциального ампира и является образцом культовой архитектуры первой половины XIX века.

Теребень. Часовня св. Николая Чудотворца. Рублена топором в «обло» из сосновых брёвен в XIX веке. Представляет собой деревянную клеть размером 3,4 х 3,4 метра с подклетью. Высота сруба - 15 венцов. С трёх сторон - подвесная галерея на консолях. Фундаментом служат  валуны. С северной и южной сторон имеются маленькие щелевые окна. Композицию завершает луковичная главка. Такой тип построек широко бытовал на Новгородчине.

Усторонье. Часовня св. апостолов Петра и Павла. Расположена на краю села у просёлочной дороги, на высоком берегу безымянного озера. Рублена топором в «обло» на «пошве» из довольно крупных брёвен. Сруб размером 5 х 5 метров состоит из 15 венцов. Косяки двери врезаны в порог. Спаренные небольшие окна закрываются ставнями. Двускатная крыша  крыта дранью. Памятник примечателен не только большим размером брёвен, но и специфическими приёмами древнего деревянного зодчества.

Буданово. Часовня Параскевы Пятницы. Построена в центре деревни, но несколько обособленно от жилых домов. По обе стороны – ровные ряды елей. Сруб размером 4 х 4 метра состоит из 17 венцов, преимущественно, мелколесья. Фундамент заменяют валуны, подложенные под углы строения. Кровля двускатная, покрыта тёсом. Окно и двустворчатая дверь – в прямоугольных коробках. Вместо крыльца перед входом  -  тёсаный валун. Под коньком крыши установлен металлический крест. Памятник интересен как типичный образец малых культовых сооружений  деревянного зодчества.

Еглино. Церковь Спаса Преображения. В конце XV века здесь был погост. Деревянная церковь принадлежала Новгородскому Савво-Вишерскому монастырю. В 1815 году на живописной оконечности мыса Еглинского озера завершено строительство каменной двухпрестольной церкви с приделами иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». Над храмом – высокий круглый барабан с восемью прямоугольными световыми окнами и куполом. С востока примыкает алтарь сложной формы с одной полукруглой апсидой. Церковь при помощи трапезной соединена с двухъярусной колокольней. Высотное здание завершается шпилем. Памятник интересен как образец культового зодчества эпохи классицизма.

Горушки. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы. Деревянное строение находится в центре деревни, у дороги. Клеть размером 4,5 х 5 метров сложена из 18 венцов. Двускатная крыша покрыта дранью. Фундамент – валуны под углами здания. На южном фасаде - небольшое квадратное окно с расписными ставнями. На северном и западном фасадах – сравнительно маленькие щелевые оконца. Часовня была укомплектована самодельной мебелью из корневищ деревьев. В интерьере находились наиболее почитаемые иконы св. Трифона, Флора и Лавра.

Зимогорье. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери. Постройке предшествовали деревянные церкви св. Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи и др. В начале прошлого века последний храм был снесён по ветхости.  В 1904 году построен новый, каменный, с колокольней. Церковь удачно вписывалась в ландшафт: с высокого холма открывался живописный вид на Валдайское озеро и Петербургский тракт. Она просматривалась далеко в «окрест». Сохранились лишь часть каменной кладки и ряд помещений, приспособленных под нужды Валдайского механического завода.         

Моисеевичи. Церковь св. Варлаамия Хутынского. Построена в 1851 году на вершине холма, в полукилометре к северу от одноимённого озера. Состоит из двух клетей общим размером 21,5 х 8 метров. С востока к храму примыкает пятигранный алтарь, с запада – квадратный притвор. Пристройки сложены из тёсаных брёвен «в лапу», под обшивку. Крыша стропильная, двускатная, покрыта дранью. Из притвора в храм ведёт одностворчатая деревянная дверь на металлических петлях. Фундамент валунный. Памятник представляет интерес как образец русского деревянного зодчества второй половины XIX века.

Яжелбицы. Церковь св. Александра Невского. Построена в 1805 году на средства императора Александра I и местного прихода. Храм имел три придела в честь благотворителя великого князя, Николая Чудотворца и Дмитрия Салунского. Здание возвышается на небольшом пригорке. Южным фасадом оно выходит на одну из центральных улиц села. Приходская церковь состояла собственно из храма «восьмерик на четверике», удлинённой трапезной и колокольни. Алтарная часть – прямоугольная, уже, чем храм, и имеет в центре выступающую полукруглую апсиду. Широкая трапезная охватывает четверик храма с западной стороны. Стены оштукатурены и окрашены в жёлтый цвет. Элементы ордера и декора побелены. Памятник интересен как пример русского провинциального зодчества начала XIX века. Характерным признаком является синтез форм барокко и строгого классицизма с использованием лучших традиций русской архитектуры начала XVIII века.

Путевой дворец. Построен во второй половине XVIII века в центре села. Комплекс имел замкнутую трёхчастную композицию: в центре – одноэтажный прямоугольный объём дворца,  по бокам –  удлинённые флигели. Все три здания соединены стенами. В них – въездные ворота с широкими арками. Внутренний двор Путевого дворца замыкали конюшни. Весь ансамбль выполнен в стиле строгого классицизма.

Семёновщина. Церковь Святой Троицы. Расположена на вершине высокого холма. У ворот церковной ограды проходит дорога Валдай-Демянск. Каменный храм возведён на средства жителей Семёновского погоста в 1799 году. В первоначальном варианте он завершался куполом на световом барабане и был двухпрестольным. В 1859 году по инициативе прихожан здание перестраивалось: увеличен объём за счёт трапезной, колокольни и двух  приделов, но сохранена центральная купольная ячейка храма. Церковь сразу стала пятипрестольной: во имя Святой Троицы,  преподобного Онуфрия Великого, Симеона Столпника, Всех Святых и Пресвятой Богородицы Тихвинской. Памятник середины XIX века интересен как провинциальный вариант культового здания с необычной пятинефной трапезной. В декоре присутствуют традиции архитектуры эпохи русского классицизма.

Часовня. Примыкает к церкви св. Троицы с южной стороны. Представляет собой кубический одноглавый четверик с неглубоким притвором размером 7,6 х 6 метров. Кладка и декор из кирпича. Памятник интересен как образец малого культового здания второй половины XIX – начала XX века с применением элементов псевдовизантийского стиля.

Короцко. Бывший женский монастырь во имя святителя Тихона Задонского. Основан в 1881 году императором Александром II. Наивысшего расцвета достиг в конце XIX века. На его территории насчитывалось около 40 зданий. К  первым постройкам относятся каменный трёхэтажный корпус келий с небольшой домовой церковью св. Тихона. В центре архитектурной композиции – пятиглавый соборный храм. К нему примыкала высокая колокольня со шпилем. Каменная ограда с башнями замыкала монастырский комплекс. Двухъярусные округлые башенки затейливо украшены консолями, сухариками, поребриком, нишами и филёнками. Строительство архитектурного ансамбля завершилось в 1895 году освещением церкви великомученицы Варвары и Всех Святых. Памятник искусно вписан в ландшафт. Некоторые здания построены в псевдорусском, псевдовизантийском и неоклассическом стилях.

Короцко-2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1825 году на открытом возвышенном месте. Рядом - дорога Валдай-Ивантеево, ниже – живописное одноимённое озеро. В композиции храма - сочетание  элементов зрелого классицизма с архаическими чертами архитектуры начала XVIII века. Памятник представляет собой объём в виде восьмерика на двусветном четверике. Барабан имеет ступенчатое основание и увенчивается плоским куполом. С востока к зданию примыкает прямоугольный алтарь. Он уже, чем  храм, и имеет двускатное покрытие с фронтоном. Удлинённая трапезная – в одной связке с церковью и  колокольней. Последняя утратила первоначальную форму и от неё сохранился лишь нижний ярус. Северный и южный фасады четверика, западный – колокольни – идентичны. Они украшены тосканскими колонными портиками. Нижние окна укреплены металлическими  кубовыми решётками. На кладбище можно увидеть фрагменты древнерусского жальника и могилу родителей св. Тихона Задонского.

Едрово. Комплекс зданий XVIII - XIX вв. Представляют интерес элементы регулярной планировки середины XIX века в центре села. Ям Едрово, как один из крупных селений на Петербургском тракте, был благоустроен «по плану высочайше утверждённому» в 1845 году «по обеим сторонам шоссейной дороги на протяжении двух вёрст при озере Едрове». В центре композиции – два ряда каменных зданий вдоль оживлённой трассы. Главная планировочная ось перпендикулярно упиралась в «проезжую» дорогу и совпадала с Путевым дворцом конца XVIII века. К востоку от него – постоялый двор с гостиницей, трактиром, «питейным домом», жилыми и надворными постройками. По другую сторону тракта – церковь «Всех Скорбящих» и двухэтажные каменные хоромы. Хотя многие здания и утратили свой первоначальный декор, но сохранили объём, пропорции и цельность регулярной застройки.

Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». Построена в 1852 году на средства почётного гражданина В. Ф. Епишкина с сыновьями и прихожан. Храм расположен в центре села. Северный фасад обращён к  дороге. С противоположной стороны – Путевой дворец. Памятник представляет собой единый прямоугольный объём на высоком гладком цоколе размером 26 х 17 метров. Сверху – четырёхскатная крыша. Интерьер для церкви и трапезной - един. В восточной части размещался алтарь. Утрачено первоначальное завершение храма. Здание примечательно как образец провинциальной культовой постройки середины XIX века. Оно выполнено в традициях позднего классицизма. Обращает на себя внимание отсутствие в наружном объёме функциональных частей церковного храма.

Большое Городно. Церковь Святой Троицы. Построена в 1830 году на открытом возвышенном месте у одноимённого озера. Рядом проходил почтовый тракт Валдай-Демянск. Трёхпрестольный храм имел приделы во имя св. Николая Чудотворца и Успения Божьей Матери. Это - своеобразный вариант здания  крестово-купольного типа. Над четвериком возвышаются пять глав. Все они состоят из восьмигранных световых барабанов и гранёных куполов. Центральная глава – самая большая. Здесь каждая грань имеет по окну. Маленькие главки – больше похожи на четверики со скошенными углами, но также имеют окна. Все они поставлены на ступенчатые основания. С запада к храму примыкает трёхъярусная колокольня, с востока – полукруглый алтарь. Размеры: 32 х 21 метр. Памятник представляет собой провинциальный вариант пятиглавого крестовокупольного храма эпохи позднего классицизма. Ныне - реставрирован и является действующим.

Русские Новики. Церковь иконы Казанской Божьей Матери. Каменному храму предшествовала одноимённая деревянная церковь. Она была возведена еще в 1859 году на средства валдайской помещицы Поликострицкой. Однако в 1902 году  старое строение снесено и построено новое. Трёхпрестольный храм с приделами Рождества Христова и Архистратига Михаила Архангела был выстроен по типу трёхнефной базилики. Над главным предалтарным пространством высился восьмигранный световой барабан. Он завершался сводом и куполом. Здание вытянуто по оси восток-запад. С востока к нему примыкает прямоугольный алтарь со скошенными углами, с запада – трёхъярусная колокольня. Общая длина храма – 35, ширина – 19 метров. Памятник своеобразен объёмной композицией. Традиции классицизма здесь сочетаются с запоздалыми приёмами барокко. Среди деталей декора встречаются заимствованные формы псевдорусской архитектуры.

Нива (бывшая деревня Небылицы). Церковь Серафима Саровского. Срублена в «лапу» в 1911 году. Бревенчатый сруб обшит. Представляет собой довольно компактный одноэтажный объём на высоком гранитном цоколе. Храм вытянут по оси восток-запад. Он  имел два купола. Один из них завершал глухой восьмерик над восточной частью здания, другой – восьмигранную звонницу над западным притвором. Алтарь трёхгранной формы. Церковь была окружена группой лиственных деревьев и оградой на фундаменте из дикого камня. Храм представляет интерес как памятник деревянного зодчества начала XX века с тенденциями каменной архитектуры неоклассического стиля.

Демянский район

Лаврово. Бывший Успенский монастырь. Строительству комплекса предшествовало создание женской монашеской общины в 1872 году в имении Успенское. Местная помещица А. И. Кемецкая выделила для этой цели свой деревянный двухэтажный дом. Община размещалась в нём более 20 лет. Вскоре старая постройка пришла в негодность. В 1894 году в северо-западной части оз. Селигер, на пологом берегу возвели новое, каменное здание, в три этажа. Оно представляло собой в основании огромный прямоугольник  размером 47 х 18 метров, вытянутый по оси восток-запад. Внутри располагались  двухэтажный храм с широкой пятигранной апсидой и целый комплекс жилых помещений. С северной стороны находился главный вход. От него внутрь вела лестница, которая делила интерьер на две части: левую – храмовую и правую – жилую. В левой, восточной части сразу располагались два храма. Нижний – имел трёхчастный алтарь и завершался плоским потолком. Над ним – главный храм. Он занимал верхние этажи и был перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. В настенной живописи просматриваются фигуры святых, евангелистов, растительный и геометрический орнамент. Здание отапливалось круглыми металлическими печами. Памятник выполнен в традициях неоклассицизма с элементами псевдорусского стиля. Отличительной особенностью является совмещение в одном объёме культового здания с жилыми помещениями монашеских келий.

Залесье. Часовня. Живописно расположена на одном из холмов у реки Явонь. Клеть собрана из 13 венцов размером 8,5 х 6 метров. С западной стороны прирублена галерея. Над ней – восьмигранная башенка с пирамидальной крышей и восьмиконечным крестом. Фундамент – валунный. Окна – со ставнями. Памятник представляет собой довольно развитый в архитектурном отношении тип деревянной часовни, распространённый в этом районе во второй половине XIX века.

Петровское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Построена на средства помещицы А. С. Дириной в 1818-19 гг. в собственном имении, на высоком берегу, у устья реки Полометь. С востока примыкает  кладбище. Церковь состоит из четверика с куполом и двухъярусной колокольни. Между ними – трапезная. Алтарь представляет собой неглубокое прямоугольное помещение и завершается полукруглой апсидой. Купол увенчивает цилиндрический тамбур с круглыми окошками. С трёх сторон здание украшают тосканские портики с фронтонами.  Памятник  типичен для архитектуры культовых зданий эпохи классицизма. Деревня прекратила своё существование.

Старый Скребель. Часовня. Построена во второй половине XIX века на пологом склоне. Два столетия назад в деревне насчитывалось около 40 дворов. Жители были приписаны к Полновскому приходу. Клеть срублена в «лапу» размером 4,5 х 5,2 метра. Перед входом – узкая галерея во всю ширину сруба. Конструкция четырёхскатной крыши была несколько усложнена. Она имела вид невысокого пирамидального шатра с перехватом на две трети высоты. Двухъярусная композиция увенчивалась  крестом. Памятник оригинален конструкцией кровли. Деревня не сохранилась.

Пустошка. Часовня. Построена на окраине деревни во второй половине XIX века. Место под застройку выбрано открытое, возвышенное. Строение представляло собой прямоугольную клеть в 17 венцов размером 7 х 5 метров с двускатной крышей. Под углы здания подложены валуны. Поперечная стена делит интерьер на две части. Большее помещение имело два окна, меньшее – служило в качестве западного притвора. Завершением стен служили два уступа карниза. Они были украшены своеобразным декором: «зубчиками» и «гребешками». Такой тип часовни широко распространён в сельской округе. Отличием является  башенка над западным притвором.

Рабежа. Церковь Святой Троицы. Нынешнему храму предшествовали одноимённые постройки 1637 и 1700 годов. В 1732 году завершено строительство каменного здания. Оно располагалось на вершине холма. У подножия протекала речка Рабежа, больше похожая на ручей. Когда-то здесь была сильно заболоченная местность, а к храму вплотную подступал дремучий лес. В композиционном плане церковь представляет собой восьмерик на четверике. Объём завершается сводом. Над ним - декоративный глухой барабан с луковичной главкой. Широкий восьмерик совпадает по размеру с храмом. У четверика фасады гладкие, обрамлены плоскими лопатками и увенчаны широким поясом карниза. Все проёмы с фигурными наличниками: здесь и полуколонки с перехватами, и затейливые фронтоны. Интерьер освещался тремя ярусами окон. Они располагались в глубоких нишах с откосами. В алтарь вели три арочных проёма, в трапезную – один. Памятник является интересным образцом русской архитектуры первой четверти XVIII века. В деталях декора сохранилась преемственность древнерусского стиля предыдущего столетия.

Яжелбицы. Село признано историческим поселением в 1990 году в соответствии с Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и Президиума Центрального совета ВООПИК. Это один из самых древних населённых пунктов новгородской земли. 

Памятники археологии позволяют говорить о глубокой древности поселения. В центре села и за околицей - два городища рубежа нашей эры и XI-XIII веков, а также группа сопок VIII-X веков. На северо-западной окраине села – жальник XII-XVI столетий.

Яжелбицы неоднократно упоминались в русских летописях. Они издревле занимали выгодное географическое и стратегическое положение. Здесь пересекались торговые пути на Тверь, Москву, Новгород и Демон (Демянск). Поэтому на протяжении всей истории древний населенный пункт не мог быть в стороне от важных политических событий. Именно здесь вершилась судьба вольного Новгорода в эпоху централизации русского государства. По мнению некоторых историков, Яжелбицкий мирный договор 1456 года стал отправной точкой в объединении разрозненных русских земель вокруг Москвы, а с образованием русской государственности стала возможной победа над татаро-монгольским игом.

Этой теме была посвящена научно-практическая конференция по случаю 550-летнего юбилея исторического события, инициированная и проведённая администрациями Валдайского муниципального района, Центральной районной библиотеки им. Б. С. Романова и национального парка в 2006 году. Яжелбицы посетили учёные-историки Москвы и Санкт-Петербурга. Они также побывали на месте летописного Игнач креста. 

В 2003 году по инициативе национального парка общественность отметила 765-летие исхода ордынского войска с территории новгородской земли. Недалеко от деревни Поломять Валдайского района состоялась церемония открытия памятного знака в честь этого исторического события. Именно здесь, на перекрёстке древних торговых магистралей, весной 1238 года остановилось монгольское войско хана Батыя. Многие древнерусские летописи запечатлели это событие. А спустя почти восемь веков эта тема получила новое звучание (см. подробнее  «Исторические события»).

Одной из достопримечательностей национального парка является Никольский рыборазводный завод. Основанный в первой трети XIX века В. П. Врасским, он снискал мировую известность по разведению, выращиванию и промышленному отлову ценных пород рыб. Рационально использован природный ландшафт. Искусственно созданная система озёр, речек, прудов и каналов впервые послужила на благо человека. Здесь впервые в мире изобретён «сухой» способ (способ Врасского) искусственного осеменения рыбьей икры, транспортировки икринок и зарыбления местных водоёмов.

Природно-культурный памятник служит человеку и сегодня. Современное предприятие – крупнейшее рыбоводное хозяйство на северо-западе России. Отсюда продукция идет не только в «глубинку», но и за рубеж.

И сейчас предприятие вносит заметный вклад в развитие рыбоводства в России. По сообщениям ИТАР-ТАСС только в 2002 году было выпущено из прудов свыше полумиллиона мальков ценных пород рыб.

В Никольском многое напоминает о Врасском. И перестроенное здание завода, и плотины заводских водоёмов сохраняют следы его деятельности. Жители села как реликвию берегут могучую, развесистую липу, некогда посаженную руками знаменитого рыбовода. В помещении административного здания силами сотрудников национального парка создан музей. Его экспозиция посвящена основателю первого в России рыбоводного завода В. П. Врасскому (см. подробнее «Знаменитости на Валдае»).

Столетием позже, на северных отрогах Валдайской возвышенности, был создан ещё один рукотворный памятник – Боровновская гидроэлектростанция. Это один из первенцев техногенной революции на Валдае. Люди научились «добывать» из воды электричество. Был использован водный источник. Из системы озёр и речек  создано искусственное водохранилище. Оно-то «питало» турбины ГЭС, давало дешёвую электроэнергию на всю сельскую округу. Примечательно, что этот техногенный памятник  поддерживался в исправном состоянии… свыше 70 лет. Он мог дать ток близлежащим объектам.

Много памятников оставила после себя Великая Отечественная война. Окопы, блиндажи, землянки, долговременные огневые точки, противотанковые рвы,  бесчисленные братские могилы… Они стали символами суровых военных годин 1941-1943 годов на валдайской земле. Здесь захоронены сотни и тысячи советских солдат и офицеров, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины. В границах современного парка не было крупных сражений. Здесь была прифронтовая полоса, где ковалась общая победа над врагом.

Во многих деревнях и сёлах установлены памятники-обелиски воинам-односельчанам, погибшим на различных фронтах Великой Отечественной войны. А памятные доски и братские воинские захоронения увековечили героическое прошлое бойцов Северо-Западного фронта, многие из которых отдали свою жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Так, в центре г. Валдая создан мемориал «Сквер Героев», где на мраморных плитах золотыми буквами высечены имена валдайцев, не вернувшихся с войны. У Вечного Огня – бронзовые бюсты командирам 2-й и 3-й Ленинградских партизанских бригад Героям Советского Союза Николаю Григорьевичу Васильеву и Александру Викторовичу Герману. Здесь же могилы командующего артиллерией Северо-Западного фронта, генерал-лейтенанта Павла Мироновича Белова, летчика-истребителя майора Николая Васильевича Терёхина и др. На ряде зданий города установлены мемориальные доски в память событий минувшей войны. А на привокзальной площади железнодорожной станции «Валдай» высится на постаменте 76-миллиметровое орудие в честь воинов-артиллеристов Северо-Западного фронта (см. подробнее «Исторические события»).

Традиционны поселения в Валдайском приселье. Сохранившиеся деревни – типичный памятник ландшафтной застройки среднерусской полосы. Сложившейся на основе слияния двух культур – финно-угорской «культуры леса» и славянской «культуры поля», промыслово–земледельческий уклад жизни местного населения способствовал формированию с дохристианских времён бережного экологического отношения к природе. Об этом свидетельствует сохранившийся до наших дней культ святых деревьев, рощ, камней и озёр.

Выбор места для жилья – своего рода священнодействие. Изба – «микрокосм», образ мира. Здесь всё взаимодействует с природой. Срубы ставили из ели. Домашнюю утварь делали из берёзы. Одежду и предметы домашнего обихода (рушники, занавески, постельные принадлежности и пр.) изготавливали из льна, украшали художественной строчкой и вышивкой.

Вертикальная структура жилища идентифицировалась с тремя сферами: небесной, земной и подземной. В интерьере всё подчинялось определённому порядку, гармонировало с естественным состоянием среды обитания человека. Красный угол, печь, прихожая, подпорожье, божница, стол, посуда – типичный атрибут планировки русского жилища. К дому примыкала рубленая баня и хозяйственные постройки. В бане мылись, рожали, совершали различного рода ритуалы, пользовались в лечебных целях. На хозяйственном дворе содержали скот, домашнюю птицу, хранили урожай. Всё это имеет место и сейчас. А лес продолжал жить в деревянных постройках, часовнях, храмах, становясь материальной и духовной субстанциями.

Жильё тяготело к воде. С ней была связанна сама жизнь. В ходе исторического развития и «окультуривания» природной среды поселения возникали, как правило, у естественных водоёмов. Это объясняется наиболее лёгким (водным) путём колонизации территории и расположением удобных для обработки аллювиальных почв. Озёрность региона послужила основой дисперсного типа мелкоселейного расселения в основном гнездовой формы. Для неё свойственны: строгость и внутренняя организованность, тесно увязанные с природными факторами. При выборе места обязательно учитывались жизненно важные особенности места: удобства сообщения, ориентация по солнцу,  защита от господствующих ветров, уровень подземных вод, наличие участков для ведения промыслов.

Природное и культурное наследие неразрывно вплелось в историческую ткань и представляет для нас, современников, особую национальную значимость.

В Сводном каталоге памятников истории и культуры национального парка значится ещё один многоплановый объект – всемирно известный центр экспериментальных гидрологических исследований. Здесь, на территории водораздела рек Волги, Мсты и Западной Двины, в далеком 1934 году, были заложены первые научные установки Валдайской гидрологической станции.

Напряжённым трудом работников станции и Государственного гидрологического института (ГГИ) эта станция в конце 50-х годов прошлого века превратилась в крупнейшую в мире научно-исследовательскую гидрологическую лабораторию (ВНИГЛ), которая в начале 80-х годов, в связи с расширением программы работ была преобразована в Валдайский филиал ГГИ. Сейчас филиал является полевой базой института и ведущим научно-исследовательским учреждением в области экспериментальных гидрологических исследований, пользуется широкой известностью в мире. Филиалу принадлежит важнейшая роль в изучении всех звеньев гидрологического цикла на экспериментальных объектах непосредственно в природе. Здесь, на стоковых площадках, логах и небольших бассейнах проводятся уникальные научные исследования атмосферных осадков, снега и снегостояния, процессов формирования стока, испарения с водной поверхности и поверхности различных угодий и др.

По мере развития экспериментальных исследований структура ВФ ГГИ менялась. В настоящее время основная научная тематика сосредоточена в отделе экспериментальной гидрологии. Широта постановки экспериментальных исследований всех звеньев гидрологического цикла, высокая культура и хорошее техническое оснащение принесли филиалу мировую известность. Он превратился в крупный научно-методический и учебный центр. Здесь регулярно проходят учебно-производственную практику студенты профильных высших и средних специальных учебных заведений, а специалисты-гидрологи повышают свою квалификацию. Так, к концу прошлого века ВФ ГГИ посетило свыше 300 учёных и специалистов из 70 стран мира. Среди них - учёные с мировым именем, руководители и крупные деятели международных гидрометеорологических организаций. Многие из них оставили в книге почётных посетителей свои записи с высокой оценкой деятельности валдайских учёных.

Накопленные за весь период работы филиала научные фонды – ценное достояние учёных-гидрологов, служат основой для успешной научно-исследовательской работы по многим актуальным теоретическим и практическим проблемам гидрологии. Результаты экспериментальных исследований на Валдае обобщены более чем в 500 научных монографиях и статьях, отражены во многих кандидатских и докторских диссертациях.

В.Зайцев, ст научный сотрудник
Национального парка "Валдайский"